Советский тяжеловоз — порода лошадей российской селекции. Выведенная в XIX в., порода могла исчезнуть вместе с распадом Советского Союза. Сегодня спрос на мощных и выносливых тягловых лошадей снова растет, и отечественные конные заводы занимаются восстановлением поголовья этих животных.
Советский тяжеловоз
Тяжеловозов используют для перевозки грузов
Лошадь породы Советский тяжеловоз
Лошадь советская
Лошадь породы Советский тяжеловоз
Лошадь рыжая
Конь гнедой масти
Тяжеловоз со светлой гривой и хвостом
Рыжая кобыла с жеребенком
Советский конь с мощным телосложением
История породы
Несмотря на то, что название породы напрямую связано с СССР, селекция лошадей этой породы началась еще в XIX в. В племенных работах принимали участие 2 конезавода: в Мордовии и Нижегородской области. В это время кони тягловых пород в России были сильно востребованы: их активно привлекали к сельхозработам и перевозке леса. Местное население использовало для этого сильных рабочих лошадей, которых получали от скрещивания местных кобыл с битюгами-тяжеловозами.
В XIX в. на конезаводы привезли тягловых коней европейской селекции — брабансонов и суффолков. Рост этих гигантов в холке достигал 1,8 м. Предками брабансонов считают фландерских скакунов, принимавших участие в крестовых походах. Поэтому можно с уверенностью назвать тяжеловоза из СССР дальним потомком средневековых рыцарских лошадей.
Тяжеловозы, завезенные в Россию из Европы, отличались мощным телосложением и послушным нравом, но они плохо переносили суровый российский климат. Однако от скрещивания европейских тягловых жеребцов с кобылами породы битюг на конезаводах получили жеребят с хорошими данными. Взрослые кони были чуть меньше брабансонов ростом, но отличались плотным телосложением.
В конце 1910-х гг. заводчики перестали получать породистых животных из Европы, и племенное стадо пришлось формировать из тех потомков брабансонов и суффолков, которые остались на конезаводах Мордовии и Нижегородской области. В 1930-х гг. заводчики обратили внимание, что потомки европейских тяжеловозов сохранили их гены и передают их из поколения в поколение. Однако из-за начала Великой Отечественной войны зарегистрировать породу смогли лишь в 1952 г. Она получила название советский тяжеловоз.
Русский
Процесс создания породы длился довольно долго — с конца XIX по начало XX века при участии множества пород, в частности, бельгийского и французского происхождения. Название русских тяжеловозов прошло регистрацию в 1952 году.
Кони имеют следующие характеристики:
- высота в холке — 1,5–1,53 м;
- масса — 0,6–0,7 т;
- голова — лёгкая, с вытянутой сухой мордой, широким лбом;
- шея — широкая, короткая, массивная, мускулистая;
- грудной отдел — характеризуется глубиной, бочковидной формы;
- спина — удлинённая, мощная, с прямой поясницей;
- конечности — средние по высоте, плотные, упругие, устойчивые, с длинными щётками;
- хвост — мощный, густой, длинный;
- грива — отличается густотой ворса;
- масть — рыжая (основная), вороная, рыже-чалая, с белыми отметинами на голове и конечностях;
- характер — выдержанный, добрый, покладистый.
Узнайте, как правильно содержать лошадь в домашних условиях.
Достоинства:
- повышенная трудоспособность, подвижность, энергичность;
- непритязательность в содержании и корме;
- хорошая молочная производительность (из молока русских тяжеловесов делают редкие сорта сыра и кумыс);
- устойчивая нервная система.
Недостатки:
- дисгармоничное телосложение;
- мягкая спина.
Характеристики
Рослые и мускулистые, лошади этого вида обладают крепким телосложением. Вес жеребцов составляет около 900 кг. Кони отличаются массивным туловищем, широкой грудью, мощными ногами и сильной шеей. На их фоне голова лошади выглядит небольшой.
Масть животных преимущественно рыжая или гнедая, возможны рыже-чалые или гнедо-чалые отмастки.
В некоторых случаях представители данной породы имеют неправильную постановку задних конечностей. Такая косолапость не сказывается на рабочих качествах животного. Однако для лошадей, которые участвуют в племенной работе, неправильная постановка задних конечностей может явиться причиной отбраковки и выведения из селекционной работы.
Животные обладают спокойным темпераментом. При этом кони энергичны и трудолюбивы. Заводчики отмечают, что животных этой породы нельзя назвать добронравными. Это объясняется направленностью селекционной работы. При выведении породы заводчики стремились передать потомству силу и выносливость родителей, а не их доброту и покладистость.
Возможно вас заинтересует статья на тему: Русский рысак
Описание
Особые эстерьерные качества и индивидуальный характер породы сформировались за многолетний селекционный период. Эти животные принадлежат к тяжеловозам невысокого роста, но, если сравнивать их с другими конями такого типа, данные лошади считаются наиболее крупными.
Масть | Чаще всего животные бывают рыжие и бурые, редко встречаются гнедые и вороные экземляры |
Туловище | Крепкое, значительных размеров, удлиненное |
Голова | Средних размеров голова с большими ноздрями. Широкий лоб, плавно переходящий в мясистые щеки. На голове расположены маленькие стоячие ушки |
Шея | Красивая, с плавным изгибом, мощная, сильная |
Грива и хвост | Волосы чаще всего вьющиеся, объемные, пышные. Длина средняя, не достает до копыт |
Спина | Мускулистая, сильная, широкая, с небольшим прогибом в области поясницы |
Круп | Раздвоенный, немного вислый |
Грудь | Мощная, со стороны напоминает бочкообразную форму |
Конечности | Крепкие, умеренно покрытые шерстью, по сравнению с другими породами немного коротковаты |
Советские тяжеловозы делятся на 2 подвида Мордовского и Починковского конезавода. Характерная отличительная черта первых — компактность, для вторых — немного удлиненное крепкое туловище. Остальные экстерьерные особенности практически не различимы.
Продуктивность
Показатель плодовитости у лошади этого вида средний, он составляет 50-75%. Однако кобылы данной породы характеризуются высоким показателем молочности. В период лактации от животного можно получить более 3000 л молока, а рекордные показатели достигают 6000 л. Быстрый рост молодняка также является преимуществом советских тяжеловозов и делает породу пригодной для мясного разведения.
Питаясь молоком матери, жеребенок прибавляет в весе 2 кг ежедневно. В полугодовалом возрасте животное уже весит 500 кг.
Представителей этого вида можно привлекать к тяжелым работам с 2,5 лет. Кобыл начинают использовать для воспроизводства с 3 лет. Животное способно приносить потомство до 17 лет. Также советских тяжеловозов используют для улучшения местного поголовья лошадей. Молодняк первого поколения получает в наследство от жеребца более крупные размеры и хорошие рабочие качества породы.
Бельгийский тяжеловоз (Брабансон)
Одна из древнейших пород европейских тяжеловозных коней, которую использовали ещё в Средние века. Её вывели в бельгийской провинции Брабант. Активно использовалась в рыцарских боях. В Бельгии эти кони считаются национальным наследием.
Экстерьер бельгийских тяжеловозов можно описать следующим образом:
- высота в холке — 1,6–1,7 м;
- масса — 0,8–1 т;
- голова — маленькая, с развитым широким лбом и горбинкой;
- шея — укороченная, с выраженными мускулами, высоко поставленная;
- грудной отдел — характеризуется глубиной, широкая, большая, с округлыми рёбрами;
- спина — укороченная, сильная;
- конечности — недлинные, крепкие, отличаются сухостью, покрыты длинными тёмными волосами;
- хвост — негустой, длинный;
- грива — короткая;
- масть — рыжая, золотисто-рыжая, редко — гнедая, белая;
- характер — выдержанный, добрый, покладистый.
Достоинства:
- быстрое развитие и созревание;
- повышенная трудоспособность до старости;
- выносливость;
- крепкий иммунитет.
Недостаток — тяжёлое дыхание.
Вам также интересно будет узнать о миниатюрных лошадях фалабеллах.
Уход и особенности содержания лошадей
Представители данного вида неприхотливы, но уход за ними имеет свои особенности. Как любые крупные непарнокопытные, эти лошади нуждаются в просторном деннике, сухой и светлой конюшне. Коням необходим постоянный приток свежего воздуха без сквозняков. Рядом с конюшней обустраивают выгульную площадку, так как порода лошадей советский тяжеловоз нуждается в физических нагрузках и продолжительных прогулках.
Если животное задействовано в тяжелых работах, оно устает и требует дополнительного ухода. После активных прогулок и физического труда тяжеловозу необходимо промыть копыта проточной водой, очистить ноздри от попавшей в них пыли и скопившейся слизи. Хвост и гриву коня моют дважды в неделю, после чего расчесывают гребнем или щеткой с натуральной щетиной.
Полноценный рацион для лошадей тягловых пород имеет большое значение. Он должен включать сено или свежую траву, зерно, овощи и корнеплоды, концентрированные корма с минеральными добавками. Несмотря на крупные размеры, животные имеют желудок сравнительно небольшого размера, поэтому суточную норму кормов делят на 4-8 небольших порций.
Достижения
Лошадь породы советский тяжеловоз способна в одиночку сдвинуть с места состав, вес которого составляет 15 т. Силовые конкурсные испытания для коней тягловых пород стали проводить с 1950-х гг. К соревнованиям допускаются животные, достигшие возраста 4 лет.
Испытания включают в себя несколько этапов. Конь должен пройти рысью 2 км с грузом, вес которого составляет 1,5 т. Затем он должен преодолеть это расстояние шагом, неся на себе груз 4,5 т. Итоговое испытание — протащить груз весом 9 т на максимальное расстояние.
Среди рекордсменов таких состязаний часто оказываются тяжеловозы этого вида. В 1957 г. жеребцу по кличке Форс удалось переместить груз массой 23 т на 35 м. В 1968 г. призером стала кобыла Русалка, также принадлежащая к этой породе. Она тащила груз весом 9 т более 2 км.
Фотогаллерея
Красавец советский тяжеловоз
Советский тяжеловоз на дыбах
Советский тяжеловоз на природе
Советский тяжеловоз зимой
Порода сегодня
С распадом Советского Союза развитие породы прекратилось. Конные заводы, где содержались животные этой породы, перестали проводить испытания молодняка и взрослых особей тягловых коней. Однако в некоторых российских фермерских хозяйствах лошади данного вида по-прежнему используются в качестве тягловой силы. Спрос на племенных жеребцов и кобыл сохраняется и в европейских странах.
Поддержанием численности племенного поголовья занимаются в России 3 конных завода. 2 из них (Починковский и Перевозовский) расположены в Нижегородской области, 1 (Ичалковский) — на территории Мордовии. Поскольку племенное разведение ведется на конезаводах по разным линиям, внутри данной породы сформировалось 2 типа современных советских тяжеловозов.
Заводчики из Нижегородской области продолжают развивать у животных черты, характерные чистопородным брабансонам. Это традиционный тип, который характеризуется массивным телосложением коней и их высоким ростом. Заводчики из Мордовии используют в селекционной работе не только брабансонов, но и суффолков. Поэтому лошади, рожденные и выращенные на Ичалковском заводе, не так массивны, как тягловые кони из Нижегородской области.
Современное состояние
Застой в отечественном конном заводстве практически не сказался на разведении русских тяжеловозов. Эта порода по-прежнему выводится на высочайшем уровне качества. Помимо ВНИИ, ими занимаются 18 хозяйственных учреждений в очень многих регионах страны. В текущем времени выводится 8 ветвей, одной из самых распространенных является линия Градуса. Она представлена роскошными животными с безупречным экстерьером, высокой мощностью, довольно высокой холкой.
Несколько сокращается популяция линии их главного конкурента – Свиста. Они также габаритны, выносливы, плодовиты и работоспособны. Так как большая часть этой ветви разводилась в советский период в Беларуси, они стали для нас недоступны. В России этой линией занимается завод Красноармейский. Другие основоположники ветвей:
- Коварный;
- Рубин;
- Поденщик;
- Рубикон;
- Капитэн;
- Караул.