Советский тяжеловоз — история возникновения породы лошадей, внешний вид, развитие в наши дни

Советский тяжеловоз — порода лошадей российской селекции. Выведенная в XIX в., порода могла исчезнуть вместе с распадом Советского Союза. Сегодня спрос на мощных и выносливых тягловых лошадей снова растет, и отечественные конные заводы занимаются восстановлением поголовья этих животных.

История породы

Несмотря на то, что название породы напрямую связано с СССР, селекция лошадей этой породы началась еще в XIX в. В племенных работах принимали участие 2 конезавода: в Мордовии и Нижегородской области. В это время кони тягловых пород в России были сильно востребованы: их активно привлекали к сельхозработам и перевозке леса. Местное население использовало для этого сильных рабочих лошадей, которых получали от скрещивания местных кобыл с битюгами-тяжеловозами.

В XIX в. на конезаводы привезли тягловых коней европейской селекции — брабансонов и суффолков. Рост этих гигантов в холке достигал 1,8 м. Предками брабансонов считают фландерских скакунов, принимавших участие в крестовых походах. Поэтому можно с уверенностью назвать тяжеловоза из СССР дальним потомком средневековых рыцарских лошадей.

Тяжеловозы, завезенные в Россию из Европы, отличались мощным телосложением и послушным нравом, но они плохо переносили суровый российский климат. Однако от скрещивания европейских тягловых жеребцов с кобылами породы битюг на конезаводах получили жеребят с хорошими данными. Взрослые кони были чуть меньше брабансонов ростом, но отличались плотным телосложением.

В конце 1910-х гг. заводчики перестали получать породистых животных из Европы, и племенное стадо пришлось формировать из тех потомков брабансонов и суффолков, которые остались на конезаводах Мордовии и Нижегородской области. В 1930-х гг. заводчики обратили внимание, что потомки европейских тяжеловозов сохранили их гены и передают их из поколения в поколение. Однако из-за начала Великой Отечественной войны зарегистрировать породу смогли лишь в 1952 г. Она получила название советский тяжеловоз.

Русский

Процесс создания породы длился довольно долго — с конца XIX по начало XX века при участии множества пород, в частности, бельгийского и французского происхождения. Название русских тяжеловозов прошло регистрацию в 1952 году.

  • высота в холке — 1,5–1,53 м;
  • масса — 0,6–0,7 т;
  • голова — лёгкая, с вытянутой сухой мордой, широким лбом;
  • шея — широкая, короткая, массивная, мускулистая;
  • грудной отдел — характеризуется глубиной, бочковидной формы;
  • спина — удлинённая, мощная, с прямой поясницей;
  • конечности — средние по высоте, плотные, упругие, устойчивые, с длинными щётками;
  • хвост — мощный, густой, длинный;
  • грива — отличается густотой ворса;
  • масть — рыжая (основная), вороная, рыже-чалая, с белыми отметинами на голове и конечностях;
  • характер — выдержанный, добрый, покладистый.

Узнайте, как правильно содержать лошадь в домашних условиях.

Достоинства:

  • повышенная трудоспособность, подвижность, энергичность;
  • непритязательность в содержании и корме;
  • хорошая молочная производительность (из молока русских тяжеловесов делают редкие сорта сыра и кумыс);
  • устойчивая нервная система.

Недостатки:

  • дисгармоничное телосложение;
  • мягкая спина.

Характеристики

Рослые и мускулистые, лошади этого вида обладают крепким телосложением. Вес жеребцов составляет около 900 кг. Кони отличаются массивным туловищем, широкой грудью, мощными ногами и сильной шеей. На их фоне голова лошади выглядит небольшой.

Масть животных преимущественно рыжая или гнедая, возможны рыже-чалые или гнедо-чалые отмастки.

В некоторых случаях представители данной породы имеют неправильную постановку задних конечностей. Такая косолапость не сказывается на рабочих качествах животного. Однако для лошадей, которые участвуют в племенной работе, неправильная постановка задних конечностей может явиться причиной отбраковки и выведения из селекционной работы.

Животные обладают спокойным темпераментом. При этом кони энергичны и трудолюбивы. Заводчики отмечают, что животных этой породы нельзя назвать добронравными. Это объясняется направленностью селекционной работы. При выведении породы заводчики стремились передать потомству силу и выносливость родителей, а не их доброту и покладистость.

Возможно вас заинтересует статья на тему: Русский рысак

Описание

Особые эстерьерные качества и индивидуальный характер породы сформировались за многолетний селекционный период. Эти животные принадлежат к тяжеловозам невысокого роста, но, если сравнивать их с другими конями такого типа, данные лошади считаются наиболее крупными.

МастьЧаще всего животные бывают рыжие и бурые, редко встречаются гнедые и вороные экземляры
ТуловищеКрепкое, значительных размеров, удлиненное
ГоловаСредних размеров голова с большими ноздрями. Широкий лоб, плавно переходящий в мясистые щеки. На голове расположены маленькие стоячие ушки
ШеяКрасивая, с плавным изгибом, мощная, сильная
Грива и хвостВолосы чаще всего вьющиеся, объемные, пышные. Длина средняя, не достает до копыт
СпинаМускулистая, сильная, широкая, с небольшим прогибом в области поясницы
КрупРаздвоенный, немного вислый
ГрудьМощная, со стороны напоминает бочкообразную форму
КонечностиКрепкие, умеренно покрытые шерстью, по сравнению с другими породами немного коротковаты

Советские тяжеловозы делятся на 2 подвида Мордовского и Починковского конезавода. Характерная отличительная черта первых — компактность, для вторых — немного удлиненное крепкое туловище. Остальные экстерьерные особенности практически не различимы.

Продуктивность

Показатель плодовитости у лошади этого вида средний, он составляет 50-75%. Однако кобылы данной породы характеризуются высоким показателем молочности. В период лактации от животного можно получить более 3000 л молока, а рекордные показатели достигают 6000 л. Быстрый рост молодняка также является преимуществом советских тяжеловозов и делает породу пригодной для мясного разведения.

Питаясь молоком матери, жеребенок прибавляет в весе 2 кг ежедневно. В полугодовалом возрасте животное уже весит 500 кг.

Представителей этого вида можно привлекать к тяжелым работам с 2,5 лет. Кобыл начинают использовать для воспроизводства с 3 лет. Животное способно приносить потомство до 17 лет. Также советских тяжеловозов используют для улучшения местного поголовья лошадей. Молодняк первого поколения получает в наследство от жеребца более крупные размеры и хорошие рабочие качества породы.

Бельгийский тяжеловоз (Брабансон)

Одна из древнейших пород европейских тяжеловозных коней, которую использовали ещё в Средние века. Её вывели в бельгийской провинции Брабант. Активно использовалась в рыцарских боях. В Бельгии эти кони считаются национальным наследием.

  • высота в холке — 1,6–1,7 м;
  • масса — 0,8–1 т;
  • голова — маленькая, с развитым широким лбом и горбинкой;
  • шея — укороченная, с выраженными мускулами, высоко поставленная;
  • грудной отдел — характеризуется глубиной, широкая, большая, с округлыми рёбрами;
  • спина — укороченная, сильная;
  • конечности — недлинные, крепкие, отличаются сухостью, покрыты длинными тёмными волосами;
  • хвост — негустой, длинный;
  • грива — короткая;
  • масть — рыжая, золотисто-рыжая, редко — гнедая, белая;
  • характер — выдержанный, добрый, покладистый.

Достоинства:

  • быстрое развитие и созревание;
  • повышенная трудоспособность до старости;
  • выносливость;
  • крепкий иммунитет.

Недостаток — тяжёлое дыхание.

Вам также интересно будет узнать о миниатюрных лошадях фалабеллах.

Уход и особенности содержания лошадей

Представители данного вида неприхотливы, но уход за ними имеет свои особенности. Как любые крупные непарнокопытные, эти лошади нуждаются в просторном деннике, сухой и светлой конюшне. Коням необходим постоянный приток свежего воздуха без сквозняков. Рядом с конюшней обустраивают выгульную площадку, так как порода лошадей советский тяжеловоз нуждается в физических нагрузках и продолжительных прогулках.

Если животное задействовано в тяжелых работах, оно устает и требует дополнительного ухода. После активных прогулок и физического труда тяжеловозу необходимо промыть копыта проточной водой, очистить ноздри от попавшей в них пыли и скопившейся слизи. Хвост и гриву коня моют дважды в неделю, после чего расчесывают гребнем или щеткой с натуральной щетиной.

Полноценный рацион для лошадей тягловых пород имеет большое значение. Он должен включать сено или свежую траву, зерно, овощи и корнеплоды, концентрированные корма с минеральными добавками. Несмотря на крупные размеры, животные имеют желудок сравнительно небольшого размера, поэтому суточную норму кормов делят на 4-8 небольших порций.

Достижения

Лошадь породы советский тяжеловоз способна в одиночку сдвинуть с места состав, вес которого составляет 15 т. Силовые конкурсные испытания для коней тягловых пород стали проводить с 1950-х гг. К соревнованиям допускаются животные, достигшие возраста 4 лет.

Испытания включают в себя несколько этапов. Конь должен пройти рысью 2 км с грузом, вес которого составляет 1,5 т. Затем он должен преодолеть это расстояние шагом, неся на себе груз 4,5 т. Итоговое испытание — протащить груз весом 9 т на максимальное расстояние.

Среди рекордсменов таких состязаний часто оказываются тяжеловозы этого вида. В 1957 г. жеребцу по кличке Форс удалось переместить груз массой 23 т на 35 м. В 1968 г. призером стала кобыла Русалка, также принадлежащая к этой породе. Она тащила груз весом 9 т более 2 км.

Фотогаллерея

Порода сегодня

С распадом Советского Союза развитие породы прекратилось. Конные заводы, где содержались животные этой породы, перестали проводить испытания молодняка и взрослых особей тягловых коней. Однако в некоторых российских фермерских хозяйствах лошади данного вида по-прежнему используются в качестве тягловой силы. Спрос на племенных жеребцов и кобыл сохраняется и в европейских странах.

Поддержанием численности племенного поголовья занимаются в России 3 конных завода. 2 из них (Починковский и Перевозовский) расположены в Нижегородской области, 1 (Ичалковский) — на территории Мордовии. Поскольку племенное разведение ведется на конезаводах по разным линиям, внутри данной породы сформировалось 2 типа современных советских тяжеловозов.

Заводчики из Нижегородской области продолжают развивать у животных черты, характерные чистопородным брабансонам. Это традиционный тип, который характеризуется массивным телосложением коней и их высоким ростом. Заводчики из Мордовии используют в селекционной работе не только брабансонов, но и суффолков. Поэтому лошади, рожденные и выращенные на Ичалковском заводе, не так массивны, как тягловые кони из Нижегородской области.

Современное состояние

Застой в отечественном конном заводстве практически не сказался на разведении русских тяжеловозов. Эта порода по-прежнему выводится на высочайшем уровне качества. Помимо ВНИИ, ими занимаются 18 хозяйственных учреждений в очень многих регионах страны. В текущем времени выводится 8 ветвей, одной из самых распространенных является линия Градуса. Она представлена роскошными животными с безупречным экстерьером, высокой мощностью, довольно высокой холкой.

Несколько сокращается популяция линии их главного конкурента – Свиста. Они также габаритны, выносливы, плодовиты и работоспособны. Так как большая часть этой ветви разводилась в советский период в Беларуси, они стали для нас недоступны. В России этой линией занимается завод Красноармейский. Другие основоположники ветвей:

  • Коварный;
  • Рубин;
  • Поденщик;
  • Рубикон;
  • Капитэн;
  • Караул.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]