Брабансон (бельгийская тяжеловозная порода лошадей): фото, описание, история происхождения

Бельгийский тяжеловоз (брабансон) — древняя тяжелоупряжная порода лошадей, которая стала основой для выведения клейдесдалей, шайров и суффольк-панчей. Она получила свое название от местечка Брабансон в Центральной Бельгии, в котором их разводят.

Краткие характеристики бельгийской ломовой породы

  1. Размер: от 168 до 173 см, и 66-68 дюймов;
  2. Телосложение: массивное, мускулистое;
  3. Обхват груди: 200-220 см;
  4. Вес: около 900 кг (2000 фунтов);
  5. Продолжительность жизни: 30 лет;
  6. Цвета: черный, каштановый с неизменным серым преобладанием, называемым чалый, голубоватый и красный чалый;
  7. Лучше всего подходит для: владельцы лошадей, инструкторы и опытные всадники, особенно те, кто не боится работать с большими, мощными лошадьми;
  8. Черты характера: Исключительно терпеливый, послушный, спокойный, трудолюбивый, покладистый и умный, смелый.

Историческая справка

Все началось еще в 1850-х годах. Бельгийский коневод Реми Вандер Шюерен понял, что растущая индустриализация Европы потребует более сильных лошадей, чтобы тянуть все более тяжелую технику. Поэтому он начал скрещивать три вида ломовой лошади, существовавшие на тот момент в Бельгии. Результатом стала одна порода, которую он и назвал бельгийской ломовой (тягловой).

Его работа вскоре принесла дивиденды с появлением великолепного жеребца по имени Бриллиант . С 1878 по 1884 год Бриллиант был коронованным чемпионом на главных соревнованиях по конному спорту в Брюсселе, Амстердаме, Лондоне, Париже и Ганновере.

Бельгийские лошади — особенно те, которые были произведены Бриллиантом — внезапно стали востребованными во всей Европе, и на то есть веские причины. Мощно сложенные, они были невероятно сильными, способными тянуть до двух тонн.

Записи 1891 года показывают, что Бельгия экспортировала лошадей в правительственные конюшни России, Италии, Германии, Франции и старой Австро-Венгрии. В 1903 году бельгийское правительство отправило бельгийских ломовых на Всемирную выставку в Сент-Луисе и Международную выставку скота в Чикаго. Американские фермеры полюбили этих сильных лошадей, и спрос был огромен. В следующем году 1600 бельгийских ломовых лошадей были экспортированы в США, большинство из них из Воллезеле.

Интересный факт: Невзирая на то, что “американский бельгиец” является прямым потомком европейской ломовой лошади, между данными породами есть четкие существенные различия:

  1. Американский бельгиец чаще всего встречается в щавелевой окраске с льняной гривой, хвостом и белой полосой. Он более тонок и несколько выше ростом.
  2. Европейский Брабант обычно красный чалый с черной гривой и хвостом. Он тяжелее и коренастее.

К 1912 году экспорт бельгийских ломовых лошадей приносил 50 миллионов бельгийских франков (1,24 миллиона евро) в казну страны каждый год.

Однако успех был недолгим. Во время Первой мировой войны ломовые лошади со всей Бельгии (а также из других мест) были реквизированы немецкими и союзными армиями. Они использовались для перевозки боеприпасов, артиллерии и припасов на линию фронта, что привело к значительному сокращению количества лошадей.

В 1917 году Генри Форд разработал Fordson, первый серийный трактор. В итоге естественная мощность лошади была заменена механической. Хотя они продолжали использоваться в лесном хозяйстве, особенно там, где узкие тропы на склонах были недоступны для ранних тракторов, но золотой век бельгийской ломовой породы внезапно подошел к концу. В настоящее время они все еще разводятся, но в основном для выставочных целей.

История породы

Точная история происхождения данной породы неизвестна. Первые упоминания о тяжеловозах (брабансонах) встречаются в греческой и римской литературе.

Тяжелоупряжные лошади пользовались большим спросом в Средневековье: воины из Бельгии применяли их во время Крестовых походов. Это было обусловлено тем, что рыцари были закованы в тяжелые доспехи весом в несколько десятков килограммов, такую массу на себе могли нести не все кони.

После изобретения более совершенного оружия кони стали применяться в легкой кавалерии, но брабансон — лошадь, которая осталась нужна на войне. В 1885 г. было основано «Общество по улучшению бельгийской лошади», главной задачей которого являлось очищение данной породы от генетических примесей. С тех пор регулярно стали проводиться выставки брабансонов, люди начали вести их родословные.

Во время двух мировых войн работы по селекции брабансона были приостановлены, но порода сохранилась. В дальнейшем лошадей-тяжеловозов стали использовать в сельском хозяйстве. Сильные кони были востребованы и во время развития городов, при прокладке дорог, постройке заводов.

В 21 веке эта порода охраняется правительством Бельгии, т. к. является достопримечательностью страны.

Черты бельгийской тяжеловозной породы

Бельгийские теплокровные лошади славятся своим умом, а также известны тем, что они послушны, спокойны и готовы всегда угодить человеку. Эти трудолюбивые животные просты в обращении и дружелюбны к своим хозяевам и окружающим.

Справка! Фламандская «Великая Лошадь» средневековой эпохи является предшественницей бельгийской тягловой породы.

Общее описание

В результате многолетней работы конезаводчиков получился конь с некрупной мордой и умными глазами. Представитель брабансонской тягловой породы отличается короткой и мускулистой шеей, крепкими ногами, могучим телом, копытами средней величины.

Это идеальная рабочая лошадка, обладающая миролюбивым и покладистым характером. Несмотря на хорошие физические параметры, по мнению многих заводчиков, в реальной жизни они выглядят достаточно компактно.

Полезное! Big Jake — очень известный бельгийский тяжеловоз, который попал в книгу рекордов Гиннеса в 2013 году за то, что он является самым высоким конем в мире. Его рост достигает 210 см.

Самый крупный в мире тяжеловозный конь брабансонской породы — Бруклин Супреме (Brooklyn Supreme) достигает высоты 198 см и фактического веса 1451 кг!

Описание и отличительные черты

Кони породы брабансон отличаются своей мощью и силой. Они коренасты, имеют объёмный корпус с короткой шеей и невысокими мощными конечностями. Высота среднего представителя породы — 168–173 см, что является невысоким ростом для тяжеловозов, которые могут достигать 190–200 см в холке.

Окрас представителей брабансон чаще всего рыже-чалый с конечностями чёрного цвета, также встречаются кони соловые и рыжие, реже можно увидеть серых, гнедых и саврасых лошадей.

В конце XIX века породу разделили на 3 линии в соответствии с их внешним видом и происхождением:

  1. Первая — Gros de la Dendre, родоначальником был конь Оранж Первый, обладавший гнедым окрасом и могучим обликом.
  2. Вторая — Greys of Hainault, представителем которой был Байярд — конь, от которого берут свои корни рыжие, серые, чалые и буланые тяжеловозы.
  3. Третья — Collosses de la Mwhaigne, основателем линии стал конь Жан Первый. К этой группе относят самых мощных и сильных лошадей с очень крепкими ногами.

Знаете ли вы? Несмотря на разнообразие мастей брабансонов, встретить вороную или серую лошадь крайне тяжело.

Внешние особенности

Главной отличительной чертой брабансонов являются их сухие ноги, что подразумевает широкие пясти, сухопарые сухожилия с хорошей плотностью, хороший угол сгиба у скакательных суставов и отличный мускулистый верх. Рог копыт имеет светлый окрас, а сами они крупные, округлые и слегка приплюснутые.

Брабансонов можно легко узнать среди других лошадей благодаря следующим внешним особенностям:

  1. Голова. Она довольно вытянута, но при этом имеет небольшой размер. Если смотреть на тяжеловоза в профиль, кажется, что его лоб немного приплюснут, поскольку он широкий и прямой. У брабансона огромные и глубокие глаза, пухлые губы, широкие ноздри и прямые уши.
  2. Шея. Она очень мощная, широкая и короткая. Имеет небольшой изгиб и хорошо поставлена.
  3. Туловище. Могучее тело коня выглядит массивно, особенно его передняя часть. Брюхо брабансонов глубокое с округлыми рёбрами.
  4. Спина короткая без провислости.
  5. Ноги. Значительно выделяют эту породу лошадей среди других именно сухие конечности. Скакательный сустав довольно велик, если сравнивать с размером средней лошади, около 52 см в объёме, в то время как обхват запястья составляет 41 см. Внешне брабансонов легко отличить благодаря тому, что на путовых суставах и бабках ног имеются густые «чёлки». У них, как и у большинства тяжеловозов, короткие, но мощные ноги, обладающие широкой и крепкой артикуляцией.
  6. Высота в холке. Эта порода имеет средний, как для тяжеловоза, рост: около 168–173 см, во многом благодаря коротким ногам.
  7. Масть. Большинство скакунов имеют рыже-чалую, гнедую, саврасую, бурую окраску.
  8. Вес. Средний конь этой породы весит почти тонну: от 800 до 1000 кг.

Знаете ли вы? Бельгийский тяжеловоз Бруклин Суприм из
города Огденамериканского штата Айова стал самым тяжёлым конём в мире. Рекордный вес был зафиксирован на отметке 1440 кг при 198 см в холке.

Характер

Брабансоны, несмотря на свой мощный вид, обладают очень спокойным и мягким характером. Как правило, они очень трудолюбивы и покорны. В современной жизни их часто используют в качестве помощников во время лесозаготовки, а управляют ими лишь при помощи устных команд, которым они хорошо подчиняются.

Представители данной породы неприхотливы к корму, им не требуются особые условия по уходу, они редко болеют.

Плюсы и минусы

Преимуществами породы брабансон являются:

  • хорошая выносливость, работоспособность и трудолюбие;
  • скороспелость: выездка жеребят начинается с 20-месячного возраста, а достигнув двух лет, лошадь уже может выполнять тяжёлую работу;
  • большая продолжительность жизни;
  • продолжительная племенная служба до 22 лет у жеребцов;
  • покладистый и дружелюбный характер.

К недостаткам породы можно отнести только небольшую скорость скакуна.

Знаете ли вы? Бельгийские тяжеловозы использовались не только для перевозки грузов, но и активно участвовали в международных выставках, завоёвывая первые места. К примеру, в 1878 году жеребец Бриллиант стал лучшим на международном чемпионате в Париже, являясь при этом прямым наследником Оранжа Первого. А в начале XX века конь Балагур был продан в США
на одном из аукционовза рекордную сумму — более 47 тыс. долларов.

Окрас коня

Наиболее распространенные расцветки бельгийского коня — чалый, черный, гнедой и каштановый, также может быть такой окрас как изысканный соловый с белым отливом, серовато-коричневый, красноватый чалый и серый. Иногда встречаются окрасы с черными пятнами.

Несмотря на различные цвета, которые возможны, бельгийскую тяжеловозную лошадь чаще всего можно легко узнать благодаря ее красивому цвету соррель, белому хвосту и гриве, четырем белым чулкам или носкам и белой маркировке на лице.

Требования к содержанию и уходу

Как со всеми другими породами лошадей, за Бельгийским конем необходимо ухаживать.

Из-за своего большого размера бельгийским тяжеловозам требуется больше корма и более просторные денники, чем для легких пород.

Особое внимание следует уделять копытам: проводить визуальный осмотр, очищать их и подрезать, чтобы обезопасить от всевозможных инфекций и травм.

Стандартных инструментов для груминга будет достаточно. Из-за большого размера животного Вам может понадобиться использование небольшой стремянки для ухода за гривой и спиной.

Не рекомендуется коротко стричь или удалять пышные волосы на ногах этих лошадей.

Интересное! У некоторых тягловых коней их хвостовая стрижка может быть достаточной короткой. Коневоды делают это для того, чтобы животное не запуталось в упряжке или при выполнении сельскохозяйственных работ.

Резиновая расческа с зубьями поможет легко справится с колтунами распущенных волос, а также удалит грязь и другие загрязнения с шерсти. Завершать причесывание и уход за лошадью следует уже жесткой щеткой, которая устранит остатки изъянов на теле Вашего любимца.

Регулярно ухаживайте за своим любимцем и он всегда будет радовать Вас!

Сфера применения

В современном мире брабансоны имеют большую востребованность в сельскохозяйственной отрасли, причём существует тенденция к увеличению поголовья.

Брабансонов можно встретить и при работах на лесозаготовке и лесопилке — там, где неудобно и неэффективно использовать технику. Они трудятся в Голландии, Северной Германии, Бельгии и Франции.

Брабансоны также активно используются для улучшения качеств других пород, для чего их скрещивают, к примеру, с беспородными кобылами и в результате получают хороших рабочих лошадок. Имеются также данные о том, что бельгийский тяжеловоз принимал участие в выведении таких европейских холоднокровных пород, как шайр и суффольк.

Знаете ли вы? Лошади обладают уникальным зрением. Они могут видеть предметы вокруг себя практически на 360

°
, однако из-за того, что глаза у них расположены сбоку, им приходится поворачивать морду, если предмет находится ближе, чем 4 м, чтобы лучше его рассмотреть. Вблизи лошадь может чётко распознать мимику своего хозяина и его жесты.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]