Порода лошадей литовский тяжеловоз выведена в период с середины 19 до начала 20 столетия. Её предками являются жмудские кони, населявшие территорию современной Литвы. В довоенное время эти животные были незаменимыми помощниками сельских жителей. Порода используется и сейчас для транспортировки грузов и на поле.
Порода лошадей литовский тяжеловоз
Происхождение
Упоминания о сильных и выносливых аборигенных лошадях Литвы встречаются в документах, датированных 16 веком. Жмудские кони были хорошо приспособлены к местной кормовой базе и климату. Крестьяне использовали их как верных помощников.
В 19 столетии стало стремительно развиваться земледелие, возросла потребность в тягловой силе. Правительство Литвы вняло просьбам местных жителей о том, чтобы создать собственную породу сильных лошадей, которые могли бы легко перевозить грузы и пахать землю. Местные жеребцы и кобылы хоть и были выносливыми, но оказались мелковаты для такой масштабной работы.
Для селекции использовали местных кобыл, жеребцов шведских арденов и русских тяжеловозов. На протяжении 20 лет литовские селекционеры в Вильнюсе разводили помесных потомков, пока не добились закрепления хороших признаков. Работа завершилась в 1940 году. Её результат превзошёл ожидания.
Великая отечественная война не прошла бесследно для новой породы. Часть поголовья использовали для армейских нужд. К счастью, племенные жеребцы уцелели, и селекционерам удалось восстановить популяцию. В 1963 году литовский тяжеловоз был зарегистрирован официально. Сегодня тяжелоупряжная лошадь литовского происхождения распространена в России и странах Европы.
Владимирская тяжеловозная порода
Владимирская тяжеловозная порода лошадей зародилась на Гаврилово-Посадской заводской конюшне ещё во время правления Ивана Грозного, но серьёзная племенная работа над этой породой начата в конце XIX века на племенных фермах Владимирской и Ивановской областей. Местных кобыл, улучшенных жеребцами рысистых пород, скрещивали с арденами, першеронами и суффольками. Полученное потомство улучшали прилитием крови лошадей клейдесдалей и шайров, в дальнейшем помеси разводили «в себе», отбирая по желательному типу и работоспособности. Выведенная таким способом порода официально признана в 1946 году. Основные мужские линии породы – жеребцов: Литого, Стандарта и Холода.
Лошади владимирской тяжеловозной породы отличаются сухим телосложением, от советского и русского тяжеловоза они отличаются более плотной мускулатурой, меньшей массивностью. Особенности экстерьера владимирского тяжеловоза: длинная и широкая голова, (порой горбоносая), с большими, живыми глазами; длинная мускулистая шея; широкая грудь; ярко выраженная высокая и длинная холка; широкая, прочная спина; длинный, широкий, несколько приспущенный круп; сухие длинные ноги с развитыми суставами; постановка ног правильная (встречается косолапая постановка передних ног); большие плосковатые копыта.
Грива, челка и хвост владимирского тяжеловоза густые, фризы – средние. Наиболее характерны для лошадей этой породы гнедая и караковая масти, реже встречается вороная. Владимирским тяжеловозным лошадям присущи большие белые отметины на голове и ногах (характерные черты улучшающих пород – шайров и клейдесдалей). Владимирский тяжеловоз очень нарядно выглядит, поэтому может использоваться в конном туризме или рекламных акциях.
Средние промеры жеребцов владимирской тяжеловозной породы: высота лошади в холке 165 см, длина туловища 173 см, обхват груди 207 см, пясти – 24 см (живая масса – 758 кг); кобыл – соответственно: 161 – 167 – 196 – 23,5 (живая масса – 685 кг).
Владимирские тяжеловозные лошади плодовиты и скороспелы: в случку их пускают с трёх лет, по достижении этого же возраста, они начинают работать. Лошади этой породы не такие сильные, как советские тяжеловозы, но довольно выносливы, способны к широкой производительной рыси, что позволяет им проходить дистанцию в 2 км в среднем менее, чем за 6 мин. Темперамент владимирских тяжеловозов энергичный, но характер достаточно сложный, поэтому работа с ними требует внимания и навыков. Молочность владимирского тяжеловоза мало изучена.
Владимирские тяжеловозы используются в племенной работе для улучшения лошадей в центральных областях России, поскольку они неприхотливы, хорошо привыкают к климату Урала и Сибири. Ведущими хозяйствами по разведению лошадей владимирской тяжеловозной породы являются конные заводы: Гаврилово-Посадский (Ивановская обл.) и Юрьев-Польский (Владимирская обл.).
Экстерьер
Литовский тяжеловоз отличается грубоватыми формами и невысоким ростом – 1,5–1,55 м. Чаще всего он представлен в рыжей или гнедой масти. Характерные особенности экстерьера:
- непропорциональное телосложение – голова и шея очень большие по сравнению с туловищем;
- слегка горбоносый профиль;
- глаза выразительные, добрые;
- холка хорошо выражена, шея немного изогнутая;
- корпус мускулистый;
- линия спины с глубоким прогибом;
- грудная клетка массивная, широкая;
- круп аккуратный с низкой постановкой хвоста;
- ноги сильные, для задних конечностей характерна саблистость;
- пышная грива и густой хвост.
Внешность литовского тяжеловоза
Характеристики
Литовский тяжелый драфт обычно составляет от 15 до 16 рук и может быть залив, каштан, чернить, серый или же чалый. В целом порода крупная и крепкая. Голова пропорциональна, с прямым профилем и тяжелой челюстью. Шея короткая, мускулистая, дугообразная. холка широкая и умеренно выраженная, а грудь широкая, глубокая и мускулистая. Спина длинная и в целом прямая, хотя может быть слегка наклонена, а круп округлые, длинные и мускулистые. Ноги короткие, крепкие и мускулистые, с широкими сильными суставами и хорошо сформированными копытами. Иногда показываемые дефекты включают грубую головку и чрезмерно наклоненную спину.[2][4]
Характер и достоинства породы
Тяжелоупряжная лошадь литовского происхождения обладает добрым и покладистым характером. Она послушна и трудолюбива, за что её и ценят на родине. В сёлах этих животных используют и для прогулки в седле, чему они вовсе не противятся.
Несмотря на неказистый внешний облик, лошадь литовский тяжеловоз заслужила хорошую репутацию. Она отличается крепким здоровьем и высокой трудоспособностью. Животные сильны и выносливы, неприхотливы к условиям содержания, непривередливы к кормам.
Внимание! Кобылы этой породы показывают неплохую плодовитость – 80–90%.
Советская тяжеловозная порода
Советская тяжеловозная порода лошадей выведена путем длительного скрещивания местных тяжелоупряжных кобыл с брабансонскими жеребцами, в работе использовались и кобылы различных помесей, позднее в скрещивании ограниченно участвовали суффолькские жеребцы. Наибольшее влияние на формирование советской тяжеловозной породы оказали брабансоны. Полученные помеси проходили отбор по желательному типу, улучшенные условия кормления, содержания и тренировки также способствовали совершенствованию породы.
В результате длительной целенаправленной работы коневодов Починковского и Мордовского заводов, а также хозяйств зоны деятельности Ярославского, Починковского и Мордовского госплемрассадников была создана новая порода, которая была официально признана в 1952 году. В настоящее время порода неоднородна, в ней присутствуют три типа тяжеловоза: облегченный, основной и утяжеленный. Основные мужские линии породы: Жасмина, Ковбоя, Режима, Румба и Флейтиста, сохранена старая линия брабансона Боже (1919 г).
Советский тяжеловоз мельче брабансона, но из лошадей отечественных пород он самый крупный, живая масса может доходить до тысячи и более килограммов. Средние промеры жеребцов по данным Государственной племенной книги (т. III): высота в холке – 161 см, длина туловища – 169 см, обхват груди – 211 см, пясти – 25,2 см (средняя живая масса – 781 кг); кобыл – соответственно: 156 – 165 – 196 – 24 см (средняя живая масса – 654 кг). Лошади советской тяжеловозной породы отличаются живым уравновешенным темпераментом, они более требовательны к условиям содержания и кормления, чем русский тяжеловоз, это несколько сдерживает их распространение.
Особенности экстерьера советского тяжеловоза: сырая конституция; крупная голова с небольшими ушами (встречается вислоухость); короткая или средней длины мускулистая шея; короткая низкая холка, сливающаяся с гребнем шеи. Спина советского тяжеловоза широкая, средней длины, иногда мягкая; поясница ровная и широкая; круп раздвоенный, свислый, с очень развитой мускулатурой; грудь широкая и глубокая, с округлыми ребрами.
Бедро недлинное мускулистое; крупная голень; большой, сыроватый скакательный сустав; длинная лопатка; большое запястье и пясть; короткие бабки, широкие прочные копыта. Ноги у этих лошадей костистые, сильно обросшие, постановка ног зачастую косолапая. Масти довольно разнообразные, среди них преобладает рыжая и рыже-чалая, помимо этого встречается бурая, вороная, вороно-чалая, гнедая, гнедо-чалая и игреневая.
Среди отечественных пород лошадей работоспособности советский тяжеловоз заслуженно занимает первое место. Жеребцы этой породы перевозят рысью груз на 2 км в среднем за 6 мин.4 шагом – за 16 мин 33 с. В испытаниях на тяговую выносливость в среднем они преодолевают 477 м; средняя масса груза в испытаниях на максимальную силу тяги – 654 кг. Мировой рекорд в испытаниях на максимальную грузоподъемность в 1957 году установил шестилетний жеребец Форс на Тамбовском ипподроме, когда провёз несколько сцепленных повозок с грузом общим весом 22 991 кг (23 т) на расстояние 35 м.
Жеребцы советской тяжеловозной породы используются в племенной работе для улучшения рабочих качеств представителей местных пород; нужно отметить, они достаточно скороспелы, в трехлетнем возрасте они становятся полноценными производителями, которые могут обеспечить значительное повышение скороспелости и прироста живой массы улучшаемых лошадей. При скрещивании советских тяжеловозных жеребцов с местными кобылами уже в первом поколении получается хорошая рабочая лошадь.
Советские тяжеловозы востребованы в продуктивном коневодстве. Для мясной отрасли важен быстрый рост жеребят, их ежесуточный привес доходит до 2,5кг; к моменту отъема (6 месяцев) они весят 365–375 кг (до 450 кг); в годовалом возрасте – 525–540 кг. В кумысной отрасли используется высокая молочность кобыл, за период лактации (205 суток) они могут дать до 6 тыс. литров молока, от кобылы Франтихи получено 3310 л (помимо того, которым питался жеребенок).
Разведение советских тяжеловозов производится на всей территории России, преимущественно в центральных областях её европейской части; ведущие хозяйства по работе с этими лошадьми – Мордовский и Починковский конные заводы, а также племенные коневодческие фермы во Владимирской, Горьковской, Тамбовской и Ярославской областях.
Применение лошадей
Сегодня литовский тяжеловоз по-прежнему используется в сельской местности. Местные жители держат лошадей как помощников в нелёгком труде – на полевых работах, для перевозки сена и кормов. В странах ближнего зарубежья литовская тяжелоупряжная порода тоже пользуется спросом.
С развитием технического прогресса упряжные кони не столь востребованы, как в довоенное время. Теперь тяжёлую работу выполняют машины. Зачастую лошадей используют для получения мяса.
Литовский тяжеловоз не может похвастать красивой внешностью, но он обладает рядом других достоинств – силой, выносливостью, неприхотливостью и покладистым характером. Такую лошадь легко содержать, поэтому она до сих пор популярна в Литве и других странах.
История
Литовский тяжеловоз был создан в конце 19 века путем пересечения местных Жмуд кобылы с Арденны, Першерон, Брабант, и другие тяжелые породы. С 1894 года разведение находилось под контролем Литовского общества племенных и ездовых лошадей. В 1923 году из Нидерланды восстановить породу после Первая Мировая Война, а в 1925, 2000 и 2001 годах были импортированы дополнительные лошади из Арденн из Швеция.[1]
Первоначально литовские тяжеловозы были включены в племенные книги как метисы Арденн. С 1951 по 1996 год выпускалась племенная книга по конкретным породам. В настоящее время Литовская ассоциация коневодов издает книги по стаду литовских тяжеловозов, в которых чистокровные литовские шашки идентифицируются по цвету, экстерьеру и маркировке.[1] В 1964 году в Литве было 62 тысячи литовских тяжеловесов.[2] В последнее время произошло резкое сокращение популяции породы, количество жеребцов уменьшилось, а условия разведения и труда ухудшились.[1] В настоящее время порода близка к исчезновению, и по состоянию на 2003 год считается, что существует менее 1000 лошадей.[3]
Литовский тяжеловоз
Порода лошадей литовский тяжеловоз выведена в период с середины 19 до начала 20 столетия. Её предками являются жмудские кони, населявшие территорию современной Литвы. В довоенное время эти животные были незаменимыми помощниками сельских жителей. Порода используется и сейчас для транспортировки грузов и на поле.
Порода лошадей литовский тяжеловоз