20.04.2021 16 035 Езда на лошадях
Автор:Ольга
Деревенскую жизнь в глубинках нашей страны трудно представить без верного и надежного помощника – без лошади. Поэтому здесь понадобится и телега, и сани зимой для лошади, когда заметет. На лошади и груз привезти можно, и дров из лесу, и огород вспахать, да и просто на рынок по бездорожью съездить. Раньше практически в каждом селе был мастер по изготовлению телег и саней. А сегодня придется их либо покупать, либо делать самому, о чем мы поговорим в нашей статье.
[ Скрыть]
Для каких целей могут понадобиться сани для лошади?
Сани всегда считались атрибутами настоящей русской зимы. Потерпев изменения, устройство всё так же используется при наличии снега. Сейчас сани можно встретить:
- при праздновании Нового года;
- на Масленицу;
- в роли аттракционов в парках развлечений.
В отдалённых уголках России, где инфраструктура развита плохо, до сих пор можно встретить запряжённых в сани лошадей. Они служат транспортной и грузовой единицей. Не редкость, и когда туристические компании используют сани в своей работе. Разработаны путешествия на санях на небольшие расстояния.
Подводя итог, можно сказать, что сани – это универсальное устройство, которое служит:
- средством передвижения;
- объектом развлечений и получения прибыли.
Телега
Телега, которую часто в народе называют возом, является упрощенным вариантом четырехколесной конной повозки. Телега чаще всего применяется в качестве грузового или транспортного средства. Телега в привычном для всех виде возникла в далеком 12 веке. Тогда она использовалась исключительно для грузовых перевозок. В те временна повозка полностью изготавливалась только из дерева, включая даже крупные колеса. Сегодня тоже телеги делаются из дерева, но рама для нее изготавливается из металлической конструкции. Для изготовления колес в настоящее время используются резиновые рессорные шины.
Виды саней для лошади
Различают несколько видов саней. Классификация производится по нескольким направлениям. По назначению:
- Беговые. Это лёгкое устройство, которое используется в роли тренажёра для рысистых пород лошадей.
- Возок. Закрытые сани с сиденьем и спинкой.
- Волокуши. Их можно назвать грузовыми. Это жерди, привязанные к лошади. На них устанавливается груз. Во время движения жерди волочатся по земле.
- Дровни. Сани, не имеющие кузова.
- Розвальни. Широкие, но низкие.
- Чуньки. Сани для перевозки груза в большом объёме.
- Городские. Двух- или одноместные сани. Отличаются небольшим весом и большой высотой. Полозья — узкие.
- Европейские. Усовершенствованный вариант, где имеется тормозная система.
- С низкими полозьями. Самые устойчивые, но использование возможно только на территории, где снег хорошо укатан.
- С высокими полозьями. Плохо устойчивые на ровной поверхности. Используются в местности, где преобладают ухабы и неровности на заснеженной дороге.
- Ухонские. Утеплённый вариант саней. Широкие, сверху затянуты плотным полотном.
По материалу:
- металлические;
- деревянные;
- пластмассовые.
Сейчас при изготовлении саней применяют все перечисленные материалы в комплексе. Так изделие получается надёжнее и дешевле.
Особенности транспортного средства
Катание на санях – это традиционная русская национальная забава. И тут всегда вспоминаются слова Николая Васильевича Гоголя: «Какой русский не любит быстрой езды?». Но какая же быстрая езда в телеге? Конечно же, великий писатель имел в виду сани. Они и сегодня состоят из полозьев, так называемого кузова и оглоблей. Более подробно рассмотреть их вы можете на фото.
Найденные детали самых древних саней относятся ко второму тысячелетию до нашей эры. На них ездили и в южных странах, и в северных. А для детей, пожалуй, нет и не было лучшей забавы, чем прокатиться по мягким сугробам. В русских деревнях в хозяйстве крестьян сани были незаменимы. На них и ездили, и дрова из лесу возили, и сено скотине доставляли.
Но не был чужд этот вид транспорта и для важных персон. Кроме того, сани всегда считались более престижным видом транспорта, по сравнению с телегой. И как ни странно звучит, но в них не стеснялись князья или богатые купцы прокатиться даже летом по траве. Это и удобнее, и безопаснее, ведь можно быть всегда уверенным, что не отпадет и не сломается колесо. Вот почему такие процессии, как венчание или выезд царя не обходились без этого транспорта.
Сакральное значение
Популярность саней на Руси можно объяснить не только удобством передвижения, но и особым сакральным смыслом этого вида транспорта. Они символизировали средство связи между земным и потусторонним миром. Недаром многие народы, уже имея колесную повозку, по обычаю использовали сани в похоронных обрядах. По народным поверьям на Руси, изначально люди круглый год ездили исключительно на санях. А колеса и возы, как говорят, были придуманы нечистыми.
Виды
Первые сани гениально просты. Кто-то когда-то привязал две жерди к лошади, а сзади положил груз. Таким образом, появился самый первый вид этого транспорта – волокуши. Они и являются первым прототипом всех санок. Сначала их удлинили, затем появились борта, а затем оглобли и дуга. Смотрите фото.
Сегодня существует несколько видов саней: европейские охотничьи, русские беговые, городские, розвальни и современные для спортивной езды на тройках.
- Розвальни. Этот вид саней раньше был во дворе у каждого крестьянина. Они считались не столько ездовым, сколько рабочим видом транспорта, так как позволяли перевозить большие грузы. Они одновременно достаточно массивные и легкие, а их полозья изготовлялись из дерева. Именно на таких санях ехала боярыня Морозова из известной картины Василия Сурикова.
- Городские. Эти санки компактные и рассчитаны под одного, максимум два человека. Они имеют узкий полоз и обязательно подреза. Это железные специальные полосы, которые крепились на деревянные полозья для уменьшения раската. Такие санки были своеобразным частным транспортом.
- Европейские охотничьи. Они отличаются от русских тем, что имеют тормоза. Представляют собой специальные зажимы, которые крепятся на внешнюю сторону полоза.
- Русские беговые. Такие сани имеют только низкую спинку. Это предназначено для того, чтобы человек, одетый в теплую одежду, мог спокойно вылезти из них, не зацепившись.
Советы по выбору
Выбирая сани, первое с чем нужно определиться – для каких целей будет использоваться приспособление. Далее обратите внимание на:
- материал, из которого сани изготовлены;
- комплектующие;
- наличие или отсутствие сиденья;
- конструкцию полозьев.
От этого будет зависеть, сколько повозка будет весить. Лёгкие и хлипкие сани не смогут служить грузовым атрибутом.
При покупке или изготовлении повозки из древесины, отдайте предпочтение дубу, иве, берёзе или черёмухе.
Сборка каркаса: пошаговая инструкция
После того как полозья будут готовы, необходимо приступать к монтажу каркаса. Для того чтобы в будущем не возникло каких-либо проблем, необходимо закрепить все детали очень тщательно и равномерно.
Ход сборки по шагам:
- Скрепляем полозья между собой с помощью отдельно изготовленных стоек и перекладин, которые скрепляются между собой при помощи сварки, либо трубами, выгнутыми в форме буквы «П». Примерная высота стоек – 25 – 30 см.
- На скрепляющие перекладины, необходимо укрепить широкие доски либо листы фанеры (ДВП). На том месте, где будут крепиться оглобли необходимо наварить либо прикрутить надежную поперечную планку, со специальными отверстиями для петель и крючков.
- Прикрепляем оглобли (их длина зависит от лошади).
- Все швы и места стыковок нужно тщательно зачистить и зашлифовать.
- Следующим шагом идет изготовление бортиков и сидения. Эти составляющие изготавливаются из древесины, для того чтобы облегчить конструкцию, лучше всего выпилить их из фанеры. Далее необходимо собрать каркас при помощи саморезов.
- Готовую основу обрабатывают и покрывают краской либо лаком.
Иногда для комфортной езды повозку обивают утеплителем. Можно изготовить маленькое детское сидение и закрепить его на уже готовом корпусе саней. Некоторые хозяева для безопасности снабжают свои зимние повозки ручным тормозом и ремнями безопасности.
Места, где можно купить сани для лошади
Приобрести готовые сани для лошадей можно в специализированных точках продаж. Фиксированной цены не существует. Всё зависит от особенностей модели (из какого материала изготовлена, вид полозьев и т. д.). Стоимость начинает расти с отметки 5 000 руб. и может доходить до 80 000 руб.
Немного сэкономить можно, если купить сани у фермеров, которые продают повозки, бывшие в эксплуатации.
Приобрести новые повозки можно:
- у мастеров – готовую модель или по индивидуальному заказу;
- в интернет-магазинах – здесь самый большой выбор.
Арендовать сани можно в курортных городах, где преобладают горы и красивые пейзажи. Средняя стоимость проката повозки – 20 000 руб., вместе с лошадью.
Из чего делаются сани
Для изготовления саней с давних времен использовались природные материалы. Чаще всего можно было встретить сани для езды из дерева ? самого популярного материала. Со временем природное сырье сменил пластик и металл. Металлические угольники используются для создания копыл. Пластмассовые трубы идут на изготовление полозьев ? их нагревают паяльной лампой и сгибают.
Практически все детали саней со временем претерпели изменения и стали производиться из современных материалов. Единственное, что осталось неизменным, ? это оглобли в конной упряжке, которая, впрочем, и сегодня встречается крайне редко. Минусом современных моделей саней является их большой вес по сравнению с деревянными, что отрицательно сказывается на езде.
Самостоятельное изготовление саней для лошади
Изготовить сани для лошадей можно самостоятельно, но это процесс трудоёмкий и требует определённых навыков. Приступая к работе, первое что нужно сделать, – это приготовить материал, из которого повозка будет производиться, взять инструменты и создать чертёж.
Выбор материалов
Первый этап самостоятельного изготовления саней – выбор материала для полозьев. Есть несколько вариантов:
- Дерево. Его следует подготовить и произвести обработку.
- Металл. Материал нужно выковать (лучше воспользоваться услугами профессионала).
После того, как материал выбран и подготовлен, вам понадобятся:
- трубы из металла;
- лист фанеры;
- уголок (можно заменить на металлический профиль);
- краска или лак;
- доски;
- металлические листы;
- чертёж;
- инструменты, с которыми сподручнее работать.
Подробная инструкция с чертежами
Перед сборкой нарисуйте сани с лошадью, и сделайте чертёж. Схема составляется на основании размеров повозки. Ширина полозьев имеет прямую зависимость с дорогой, разлёт должен соответствовать колее. Высота саней определяется на основании породы лошади, её размеров и высоты колеи дороги.
Для животного среднего размера берутся следующие показатели:
- длина – 1,8 м;
- ширина – 1,25 м;
- высота – 0,3 м;
- ширина между полозьями – 0,8 м.
Универсальный чертёж деревянных саней для лошади с металлической полосой на полозьях:
Изготовление можно начинать с полозьев, но умельцы советуют новичкам идти от обратного и сначала сделать сиденье:
- Выберите доски.
- Приготовьте материал, обработайте чтобы не было заноз.
- Вырежьте из досок сиденья оптимального для вас размера.
- Сделайте пазы для крепления с полозьями.
Следующий и завершающий этап изготовления саней для лошади – полозья. Это самое сложное в конструировании данного устройства.
Если в качестве материала вы выбрали металл, то возьмите нержавеющую сталь. Полозья должны быть кованными и плоскими. Придать такую форму самостоятельно невозможно, понадобится помощь.
Полозья из дерева выполняются следующим образом:
- Сделайте выкройку и перенесите её на дерево.
- Вырежьте полозья. В процессе работы используйте лобзик.
- Произведите зачистку рёбер вырезанных полозьев. Понадобится шлифованная машинка.
Скрепите полозья между собой:
- Прикрепите к полозьям дополнительные планки и закрепите их шипами округлой формы, на которых имеется клей (этап актуален только при изготовлении больших саней).
- Возьмите дрель и просверлите глухие дырки по центру круглых поперечин. Также просверлите отверстия в полозьях. Прикрепите поперечины с помощью шипов.
- Прикрепите к нижней части полозьев металлический лист (лучше брать алюминий – он легче), используя шурупы.
Далее закрепите полозья и сиденье, используя шипы. В момент крепления между составляющими должно остаться расстояние в 5 миллиметров.
Видео-инструкция по изготовлению саней для лошади:
Популярные материалы
Раньше единственным материалом для изготовления саней было дерево, но сегодня к нему добавился металл и пластмасса. Вы можете выбрать любой из этих трёх вариантов или комбинировать их на своё усмотрение.
Дерево
Работать с деревом сложно, не имея соответствующих навыков. Если отсутствие опыта вас не останавливает, рекомендуется всё же проконсультироваться с опытным столяром. Для конных саней лучше всего выбрать:
- дуб;
- вяз;
- ясень;
- липу;
- черёмуху;
- берёзу.
Лучше всего поддаётся сгибанию черёмуха, а самый твёрдый материал — дуб, его придётся выпаривать, чтобы согнуть. Выбирая берёзу, учтите, что самая сочная она весной.
Важно! Дерево требует длительной подготовки. В зависимости от технологии (вымачивание, паровые бани, кипячение) это может занять несколько месяцев.
Дерево легкодоступно, обрабатывать его проще, чем металл, и конструкция получается довольно лёгкой, если не нагружать её лишним оформлением. По снегу деревянные сани передвигаются плавно, но не терпят большого давления и требуют тщательного ухода, чтобы материал не начал портиться.
Видео: изготовление деревянных саней
Пластмасса
Аналогично варианту со сталью пластмассовые полозья делают из пластиковых труб. Повозка легче деревянной и металлической, но не годится для перевозки тяжёлого груза. Желательно обшивать пластмассу металлическими полосами, чтобы во время поездок защитить материал от возможных механических повреждений.
Знаете ли вы? На Руси сани считались почётной повозкой даже после изобретения колеса. Выезд царя в санях летом ещё долго был в порядке вещей.
Сталь
Для металлических саней выбирают углеродную или нержавеющую сталь. Качество езды от этого выбора не зависит. Сталь прочнее дерева и выдерживает большой вес, но не терпит сильных морозов. Если вам нужна повозка для транспортировки грузов, примите к сведению — полозья могут лопнуть в мороз.
Идеальный выбор — сплошные листы стали, но их стоимость высока. Дешевле обойдутся стальные трубы 2,5–5 см в диаметре. Длина таких труб должна быть на 1,5 м больше длины саней, так как металлические полозья сгибаются с обеих сторон, а не только спереди, как у дерева. Минус металлических конструкций в их весе, неизменный факт: чем легче повозка, тем выше она ценятся.
Упражнения для приучения лошади к саням
Фермер, заимевший сани, не сможет сразу же запрячь лошадь в повозку. Животное испугается и после не подпустит к себе хозяина с атрибутом. Приучать к саням лошадь следует постепенно и максимально аккуратно.
Животное, которое будет тянуть сани, должно быть обучено заднему ходу.
Как приучить лошадь к саням:
- Обойдите с животным повозку несколько раз. Можно положить туда то, что заинтересует лошадь: сено, упряжь или дугу. Это поможет изучить новый предмет.
- После знакомства двиньте сани взад-вперёд. Главное — это привлечь внимание лошади.
- Начните заводить лошадь в оглобли, вперёд к саням. Еда поможет упросить задачу, т. к. животное будет тянуться к ней. Желательно сделать так, чтобы лошадь зашла сама. Со временем она привыкнет к узкому пространству оглобель.
- Покажите животному, что в санях в будущем будет находиться человек. Сядьте в повозку, находитесь всегда рядом с санями. В дальнейшем лошадь не будет пугаться вибраций, исходящих от саней во время движения с пассажиром.
- Закрепите поводья лошади и плавно накатайте оглоблю с санями на лошадь. Жердями прикоснитесь к частям тела животного. Такая процедура помогает приучить не бояться похода саней сзади.
- Возьмите в руки оглоблю так, чтобы лошадь видела предмет. Отойдите на безопасное расстояние. Поднимите на 50 см и бросьте. Учтите, что лошадь может испугаться. Таким образом животное привыкнет к падению оглобли.
- Повторите предыдущий шаг, но на этот раз поднимите оглоблю выше. Выполняйте такое обучение до тех пор, пока лошадь не привыкнет к звуку падения.
Основные принципы построения
Несмотря на то, что русские сани весьма разнообразны, у них у всех одинаковый принцип строения. Основной их частью являются загнутые по краям полоски внизу короба. Обычная их длина в загнутом виде – 2 м. 25 см., а высота – не более 80 см. Ширина колеи между ними -57 см.
Кроме полос для скольжения к основным частям таких повозок относятся рама, щиток, скалка, оглобли. Все детали между собой должны быть качественно скреплены.
Как правильно запрячь лошадь в сани?
Запрячь лошадь в сани несложно, но чтобы обеспечить безопасность пассажиров, рекомендуется придерживаться определённого алгоритма. Он следующий:
- Наденьте уздечку на животное. Удила нагрейте в руке. Это поможет не повредить рот лошади.
- Возьмите в левую кисть упряжь, в правую – шею животного. Вторую руку держите так, чтобы седелка находилась на нужном месте.
- Приведите в порядок шлеи. Они должны ровно располагаться на теле лошади.
- Затяните подпругу. Проследите, чтобы не сильно передавило живот.
- Оденьте хомут через голову.
- Заведите лошадь в оглобли. Закрепите её за петлю сиделки и прикрепите дугу.
- На хомуте затяните ремень.
- Проверьте правильность проведённых операций и то, как закреплена дуга (животному должно быть комфортно).
- Пристегните сани к узде.
В наши дни сани продолжают использовать в качестве средства передвижения. Для кого-то повозка – это необходимость в быту, для других – способ развлечься. Изготовить атрибут можно самостоятельно, но нужны знания и навыки. В каких-то моментах может потребоваться помощь опытного мастера.
0
0
Копировать ссылку
Изготовление дуги
После того как каркас собран, оглобли прикреплены, приступаем к изготовлению дуги. Она необходима для того чтобы составить из повозки и сбруи единое целое.
Для того чтобы изготовить дугу нужно взять деревянный брусок длиной 1,5 – 2 м. и провести специальные процедуры, необходимые для придания эластичности бруску. Подготовка такая же, как для полозьев. После окончания загиба, края дуги необходимо стянуть плотным жгутом и оставить в таком виде на 40 дней для просушки. Последним шагом дуга обрабатывается, покрывается лакокрасочными составами и разрисовывается.
Для того чтобы изготовить зимнюю повозку, потребуется большое количество времени и терпения, ведь недаром в пословице говориться – «Готовь сани летом». Но вот когда наступит зима, выпадет много снега, то станет ясно, что все затраченные силы, нервы и время не пропали даром.
Подробная инструкция с чертежами
Прежде чем вы начнете делать сани, вам нужно нарисовать сани с лошадью и сделать чертеж. В начале, мы рассмотрим, как делать маленькие сани. Некоторые начинают делать сани с полозьев, так как — это самые сложные детали, но мы вначале сделаем сиденья. Выберите доски для сидения и подготовьте их. Вырежьте из досок сидения нужного размера и не забудьте сделать в них пазы для того, чтобы соединит их с полозьями.
Когда вы будете крепить доски для сидения, между ними должно остаться расстояние, около 5 миллиметров. Крепить их нужно с помощью шипов.
Внизу изображен примерный чертеж саней для коней.